Технология эффективного собеседования
Собеседование при приеме на работу является процессом переговоров, где каждый из участвующих имеет свою задачу и преследует свою цель. Тон беседы, как правило, задает специалист, который проводит собеседование, и соискателю остается только понять и принять правила игры. Большое значение имеет способность кандидата держаться свободно, с чувством собственного достоинства, поддерживать плавное течение беседы и по существу отвечать на вопросы.
Основными принципами ведения беседы при приеме на работу являются:
- демонстрация заинтересованности;
- позитивное отношение к собеседнику;
- вежливость;
- собранность и корректность;
- внимание к словам;
- собеседника;
- краткость собственных высказываний и точность формулировок;
- минимум «лирических» отступлений и разговоров не по теме.
Конечно, любая встреча начинается с приветствия. Постарайтесь, чтобы оно не выглядело скомканным или слегка фамильярным. Оптимальным приветствием будет «Доброе утро (день, вечер)». Не забудьте представиться. Называйте себя так, как вы хотели бы, чтобы к вам обращались. Если в силу возраста или предполагаемой профессии вы предпочитаете, чтобы будущие коллеги обращались к вам по имени, используйте его полный вариант. Далее начинается собственно собеседование и вам стоит использовать следующую формулу: «Не начинайте с того, чего хочешь ты. Начни с того, что нужно другому человеку». Например, вместо фразы: «Я пришел к вам потому, что я хочу у вас работать» лучше сказать: «Я пришел к вам потому, что узнал, что вам нужны такие-то специалисты, и я считаю, что смогу быть полезным вашей фирме».
Далее наступает так называемый «этап выслушивания», когда говорить будет в основном работодатель. На этом этапе главное укрепить контакт, наводящими вопросами «разговорить» работодателя и потом активно, с позитивным настроением выслушать его, не перебивая. Уместными здесь будут кивки головой, внимательный взгляд, направленный на собеседника, соответствующая мимика.
После того, как ваш собеседник высказался, наступает момент, когда вам нужно рассказать о себе, рекламировать свои возможности. Здесь необходимо рассказывать только о том, что имеет отношение к работе, избегая ненужных деталей и подробностей, предоставлять только ту информацию, которую вы можете подтвердить, при этом надо сохранять уверенность, оптимизм и деловой тон.
Далее наступает этап переговоров, когда работодатель начинает задавать вам вопросы. Эти вопросы могут носить как уточняющий характер, связанный с вашим рассказом о себе, так и вопросы из других областей, которые вы не затрагивали. Нужно быть готовым и к тем, и к другим.
Получив точные и четкие ответы, работодатель, как правило, даст вам возможность задать свои вопросы. Соискателю не следует отказываться от возможности получить дополнительную информацию о предполагаемой должности. Поэтому ему надо иметь «наготове» вопросы типа:
- Как будет примерно выглядеть мой рабочий день?
- Кому я буду непосредственно подчиняться?
- Могу ли я с ним встретиться?
- Будет ли кто-то в подчинении у меня?
- Какие имеются возможности для служебного роста?
- Почему это место оставил прежний работник?
- В чем состоит главная проблема (задача) этой работы?
На этом этапе переговоров уже можно и стоит поднимать вопросы заработной платы, оформления трудовых отношений, наличия испытательного срока и пр.
Не хочется напоминать взрослым и солидным людям (каковыми и являются соискатели) о прописных истинах, поэтому предлагаем поставить себя на место работодателя и задуматься, какие чувства вызывает у вас следующее поведение другого человека. Итак, кандидат на вакансию:
- опаздывает на собеседование;
- забыл некоторые документы;
- пытается говорить сам, не слушает собеседника;
- одет неопрятно или слишком броско;
- передвигает стул, который поставлен для него;
- пытается закурить, жует резинку;
- забывает поздороваться, спросить разрешения, поблагодарить, попрощаться;
- ничего не знает о фирме, куда он пришел устраиваться;
- не демонстрирует заинтересованности, равнодушен;
- «мямлит», уходит от ответов;
- слишком сосредоточен на деньгах, а не на работе;
- презрительно отзывается о своих прежних работодателях.
Уверены, что вы таких ошибок не совершите, и желаем вам удачи!
Воспользовавшись нашим модулем, Вы обязательно добьетесь того, что Вас вызовут на собеседование:
Поиск работы (для соискателя) / сотрудника (для работодателя)