+7 (863) 206-70-99 пн - пт, 9-00 - 18-00 без перерыва dekanat@znanie.org.ru

Синдром МВА

Сегодня все большей популярностью пользуется обучение по программам MBA (Master of Business Administration). Казалось бы, такое образование должно давать преимущества владельцам бизнеса. Однако на практике оказывается, что это далеко не всегда так.

Знакомый владелец одной из компаний как-то сказал мне, что российский диплом МВА снижает стоимость специалиста. Я удивился. Но объяснение было очень простым. Обучение по программам МВА, проводимое нашими вузовскими преподавателями, имеет очень мало практической ценности, но при этом резко увеличивает амбиции и запросы выпускников с этой степенью. В итоге их просто невыгодно брать на работу!

Действительно, менеджеры, закончившие МВА в России, выделяются рядом особенностей. Выпускники, еще не имеющие опыта практической работы, обычно не понимают, где и как они могут применить свои теоретические знания. Ведь далеко не всем удается сразу же получить хорошие практические задачи, а значит, приходится выполнять много рутинной работы, трудиться менеджерами по продажам. При этом обладатели дипломов видят, что деятельность фирмы сильно отличается от того, что написано в учебниках. Следом возникает внутреннее непонимание сложившейся ситуации, а порой и протест.

Менеджеры-выпускники MBA, уже имеющие опыт практической работы и занимающие руководящие позиции в компании, могут более активно пытаться применить полученные знания на практике. И многим это удается. Но, к сожалению, часто приходится наблюдать ситуацию, когда такие менеджеры используют полученные навыки без учета специфики, стремятся переломить работу фирмы, подстроив ее под свои теоретические знания.

Следует отметить, что такие менеджеры нередко могут оказывать существенное влияние и на владельческую политику. Им удается продвигать многие идеи за счет большой аргументационной базы и ссылок на «мировой опыт», хотя сами по себе эти идеи могут даже вредить бизнесу.

Однажды мне пришлось долгое время общаться с одним менеджером, получившим степень МВА и имеющим в прошлом опыт создания своего бизнеса. Весь его разговор был пронизан двумя идеями:

  • выпускники МВА — это люди, которые понимают в бизнесе больше, чем кто-либо другой;
  • любая новая идея в бизнесе должна логично ложиться на уже имеющиеся теории из курса МВА.

Для этого менеджера не существовало правильного бизнеса вне МВА.

Интересен и другой пример. Как-то я встретился с американцем — директором российского филиала американской фирмы, и спросил его, как он использует западные технологии управления в России. Он ответил, что, начиная в нашей стране, был уверен: так, как работают русские, работать нельзя. Но через три месяца понял, что так работать не только можно, но и придется, другого пути у него нет! Теперь же, общаясь с представителями других западных фирм, собирающихся открывать свои филиалы в России, первое, что он слышит от них: «Так работать нельзя!» Но это значит, что остается просто подождать — те же три месяца. Особая тема — владельцы бизнесов со степенью МВА. И здесь очень важно понимать, что же такое МВА на самом деле.

Обучение по программам МВА — это подготовка наемных менеджеров, то есть в рамках курсов практически отсутствуют материалы, связанные с владением бизнесом, зато много теории и конкретных моделей, позволяющих менеджерам более эффективно выполнять свою работу именно в качестве наемных сотрудников фирм. А значит, чем глубже владелец бизнеса погружается в недра МВА, тем в большей степени он может терять себя как владелец бизнеса. И владельцу нужно очень много здравого смысла, чтобы не поддаться и не стать владельцем, мыслящим, как менеджер.

МВА основывается на западном опыте управления. Этот опыт далеко не всегда полезен в России, а владельцу надо уметь выбирать из него те крупицы, которые действительно могут принести пользу, а не вред.

Большинство моделей, используемых при обучении МВА, рассчитаны на условия работы и уровень развития фирм, значительно превосходящие российскую действительность. Это полезные модели, и они могут быть очень выгодно использованы через 10–30 лет. Если, конечно, к этому времени сам бизнес не изменится настолько, что и на Западе такие модели придется менять.

Общаясь с владельцами компаний, получившими степень МВА, я быстро отметил любопытный эффект. Их логика рассуждения нередко жестко подчинена канонам МВА. Даже обсуждая элементарные вещи, они накладывают на них «теоретическую базу» и постоянно ищут аналогии из курса обучения. В результате то, что хоть немного отличается от известных им схем, или остается непонятым, или подгоняется под знакомые им теории. Возникает «управленческий дальтонизм»: есть только резкие цвета, а оттенки отсутствуют. Но наиболее разрушительный эффект дают попытки привить владельцам «менеджерский» тип мышления. Еще раз: программы МВА предназначены для обучения именно наемных менеджеров. Владельческое же мышление принципиально отличается от менеджерского! Владельцы потому-то и стали самими собой, что мыслят как владельцы, а не как наемные работники. Их система мышления — самостоятельная ценность, которую не стоит разрушать.

Со всеми этими оговорками МВА, в целом, — вещь полезная. Но вот владельцам нужно относиться к таким программам «обучения бизнесу» с осторожностью. Модели и теории — это лишь инструменты, которые нужно грамотно использовать. В конце концов, даже на молоток можно молиться. А можно забивать им гвозди.

Автор: Николай Сычев.
    
Опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №9 от 10 мая 2005.
    http://offline.business-magazine.ru

 
Яндекс.Метрика
наверх